Эффективный контракт в образовании что это такое

 

образец заполнения эффективный контракт в образовании и бюджетных учреждениях в 2019 году

Содержание

Какие условия необходимо прописать в эффективном контракте и допсоглашении

  1. Место работы.
  2. Трудовая функция педагогического работника. Необходимо описать ее максимально конкретно, с указанием квалификации, должности и специальности.
  3. Условия оплаты труда. В этом пункте следует регламентировать как получение оклада, так и стимулирующих/компенсационных выплат. Для этого необходимо прописать условия их получения, показатели и критерии оценки эффективности, периодичность и размер.
  4. Режим труда и отдыха педагога.
  5. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска.
  6. Меры социальной поддержки.
  7. Иные условия, которые обусловлены спецификой работы образовательного учреждения и не ухудшают положения педагога, по сравнению с действующим законодательством. К примеру, в договоре могут быть прописаны особенности расчета учебной нагрузки и исчисления в связи с этим заработной платы.

Структура и функции эффективного контракта

При составлении обычного трудового договора обязанности работника утверждены должностной инструкцией, а условия о стимулирующих выплатах — локальным нормативным актом организации. Минтруд рекомендует при оформлении эффективного контракта не ограничиваться отсылкой к приказу о компенсационных и стимулирующих выплатах, а прописывать их непосредственно в документе вместе с критериями производительности труда. Эти критерии необходимо оценивать в баллах, процентах и т. п. Важно помнить, что переход на эффективный контракт в образовании означает, что работник будет получать гарантированно только должностной оклад (ставку), а все остальные стимулирующие выплаты будут начисляться только при соответствии его работы принятым в образовательном учреждении показателям эффективности труда.

Структура документа будет выглядеть так:

  1. Место работы. Если учитель трудится в филиале, представительстве либо другом обособленном подразделении, следует записать как адрес основного учреждения, так и наименование подразделения с его местоположением.
  2. Трудовая функция (с указанием квалификации, должности и специальности).
  3. Условия оплаты труда.
  4. Режим труда и отдыха.
  5. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска.
  6. Меры социальной поддержки.
  7. Иные условия, обусловленные спецификой работы образовательной организации.

Трудовая функция

Основная проблема при разработке такого документа связана с определением измеримых показателей результатов работы. Эти показатели необходимо тщательно продумать и при возможности апробировать. Необходимо указать непосредственно в тексте документа должностные обязанности (ст. 21 ТК РФ), а также систему требований к работе, вытекающую из требований к деятельности самого учреждения. Все должностные обязанности должны также соответствовать утвержденному профстандарту для данной профессии. Выглядеть это может примерно так:

Оплата труда

Исходя из содержания НПА, регулирующих новую систему оплаты труда, в ЭК следует предусмотреть, кроме оклада педагога, прочие виды стимулирующих выплат и компенсаций. Их примерный перечень может быть обозначен так:

Режим труда и социальная поддержка

Кроме всего прочего, в ЭК обязательно должны быть указаны меры социальной поддержки, гарантированные педагогу. Как правило, речь идет об обязательном страховании, предусмотренном законодательством РФ. Однако, если организация обеспечивает дополнительную социальную защиту, это также должно быть указано. Нужно прописать в ЭК продолжительность рабочего дня, недели, условия привлечения к работе в выходные дни и гарантированный ежегодный оплачиваемый отпуск.

Переход на эффективный контракт

Оформление трудовых отношений при введении эффективного контракта осуществляется:

  • при приеме на работу. С педагогом заключается трудовой договор по форме эффективного контракта, с которой можно ознакомиться в Приложении № 3 к Программе № 2190-р;
  • с педагогическими работниками, состоящими в трудовых отношениях с работодателем, оформление осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору в порядке, установленном ТК РФ.

Переход на эффективные контракты и сопутствующее внесение изменений в трудовые договоры осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 74 ТК РФ. В соответствии с данной статьей, изменения условий оплаты труда, связанные с организационными и (или) технологическими изменениями труда, допускаются по решению работодателя, то есть фактически в одностороннем порядке. При этом необходимо письменно уведомить педагогического работника не менее чем за 2 месяца.

Материалы по теме На что обратить внимание при составлении эффективного контракта с воспитателем ДОУ В случае, если сотрудник отказывается продолжать работу в новых условиях, трудовой договор с ним может быть расторгнут в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 77 ТК РФ, с выплатой двухнедельного выходного пособия по статье 178 ТК РФ. Если же он согласен на новый порядок оплаты труда и уточнение его должностных обязанностей, то все нововведения следует зафиксировать в дополнительном соглашении к основному трудовому договору педагогического работника.

Нормативная база

Документами, которые регламентируют вопросы усовершенствования системы оплаты труда рпедагогических аботников образования, являются:

  • Указ Президента РФ от № 597;
  • государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от № 295;
  • программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в бюджетных учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от № 2190-р;
  • приказ Минтруда России от № 167н, в котором содержатся общие рекомендации по введению эффективного контракта;
  • письмо Минобрнауки России от № НТ-883/17;
  • письмо Минобрнауки России от № АП-1073/02.

Как внедрять

Внедрение происходит в несколько этапов:

  1. Необходимо разработать или привести в соответствие нормативную документацию, регламентирующую критерии оценки эффективности труда педагогов, нормы труда с учетом отраслевой специфики, содержание и объем трудовых функций каждой должности согласно штатному расписанию. Все локальные документы должны быть утверждены, и определен срок введения их в действие.
  2. Вносятся соответствующие изменения в правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о премировании, стимулирующих и компенсирующих выплатах, после чего утверждается положение об эффективном контракте с педагогическими работниками.
  3. Разрабатываются образцы трудовых договоров по каждой должности для вновь принимаемых сотрудников, а также дополнительные соглашения к действующим соглашениям для приведения их к эффективному контракту.
  4. Требуется максимально четкое соблюдение требований ТК РФ, так как условия трудового договора меняются по инициативе работодателя: работающие педагоги подписывают дополнительное соглашение. Работодатель должен направить сотруднику письменное уведомление не позднее чем за два месяца. При согласии заключить с ним дополнительное соглашение к в установленном порядке. При этом истечения двух месяцев можно не дожидаться.

Если работник не согласен, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую подходящую должность, в том числе нижеоплачиваемую (ч. 3 ст. 74 ТК РФ). Если это невозможно, трудовой договор прекращают (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Заполнение эффективного контракта с педагогом

Положения, включаемые в документ, должны включать позиции, предусмотренные статьей 57 ТК РФ.

В форму эффективного контракта в образовании включается информация о:

  • месте работы;
  • трудовой функции;
  • условиях оплаты;
  • режиме рабочего времени и времени отдыха;
  • компенсации за работу в тяжелых или вредных условиях;
  • характере деятельности;
  • условиях труда на рабочем месте;
  • условиях страхования педагогов.

Первые шаги к эффективности и нормативная база

Существует целый перечень нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при разработке и внедрении эффективного контракта, например:

  • Указ Президента РФ от № 597;
  • государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от № 792-р;
  • программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от № 2190-р;
  • приказ Минтруда России № 167н от ;
  • письмо Минобрнауки России от № АП-1073/02 (показатели эффективности в образовательных учреждениях).

Кроме того, применяются НПА подведомственных государственных, муниципальных учреждений образования, утвержденные органами местного самоуправления для конкретных случаев и отраслей образования. Важно понимать, что любая образовательная организация должна привести свою деятельность в соответствие с новыми условиями, то есть:

  1. Исключить стимулирующие выплаты за показатели, которые носят неопределенный характер. Поэтому в трудовых договорах не должно быть размытых формулировок по типу «добросовестное выполнение обязанностей».
  2. Не считать стимулирующими выплаты, которые фактически являются гарантированной частью заработной платы.
  3. Разделить фонд оплаты труда, установленный в организации, на две части: гарантированную (должностной оклад) и стимулирующую (оплата за выдающуюся результативность).
  4. Утвердить показатели эффективности для педагогов.

Для исполнения последнего пункта нужно применять рекомендации Минобразования из письма № АП-1073/02. В частности, в эффективный контракт с учителем могут быть включены следующие показатели:

Выбор конкретных пунктов зависит от квалификации учителя, его стажа и направления деятельности. Поэтому рассмотрим внимательнее образец эффективного контракта с учителем школы.

Понятие эффективного контракта

Это понятие появилось в российском трудовом праве еще пять лет назад, поэтому новым назвать его нельзя. Термин был введен в обиход Распоряжением Правительства РФ от № 2190-р, которым и была утверждена Программа совершенствования системы оплаты труда бюджетников. Фактически это стандартный трудовой договор, составленный в соответствии со статьей 57 ТК РФ, в котором прописаны более объемно некоторые условия, которые касаются:

  • обязанностей работника (трудовая функция);
  • условий оплаты труда и мер социальной поддержки;
  • критериев оценки эффективности труда;
  • понятия стимулирующих выплат в зависимости от результатов трудовой деятельности.

Переход на новую систему оплаты труда в образовательном учреждении должен обеспечить достойный уровень зарплаты учителей и других педагогов. Поэтому в контракте ее размер прямо зависит от объема, интенсивности и качества выполняемой работы. При этом показатели одного сотрудника тесно связаны с показателями эффективности всей образовательной организации. Переход на эффективный контракт в образовании должен быть поэтапным, и последний этап заканчивается в 2019 году. Это значит, что к концу следующего года все преподаватели должны получать стимулирующие выплаты в зависимости от эффективности своей работы.

Эффективный контракт государственных учреждений с педагогами

Реализация программного подхода к планированию бюджетных расходов представляет собой часть мероприятий публично-правовых образований по достижению целевых показателей высокого уровня качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Следуя логике бюджетной реформы, сутью которой является внедрение принципов результативности использования бюджетных средств, на достижение этой цели должны быть направлены объединенные усилия не только управленцев, но и персонала. В свете этого заключение эффективных контрактов, регулирующих порядок оплаты труда, проводится сначала с представителями школьной администрации, после — с педагогическим составом, далее — с учебно-воспитательным и обслуживающим персоналом школы.

Специалистам, ответственным за обновление локальной документации в ходе перехода на контрактную основу, следует помнить, что элементы обычного трудового договора регламентируются должностной инструкцией, коллективным договором и локальными актами (в части начисления стимулирующих выплат). Опираясь на рекомендации Минтруда РФ, при составлении образцов эффективного контракта (трудовых договоров или допсоглашений) не стоит ограничиваться отсылками — напротив, необходимо выделить критерии эффективности труда для каждого сотрудника (баллы, % ) и указать размер соответствующих им компенсационных и стимулирующих выплат.

Чтобы обеспечить последовательное и рациональное внедрение контрактной инициативы в системе оплаты труда работников, каждой образовательной организации следует обеспечить внедрение следующих организационных условий:

  1. Исключить возможность начисления стимулирующих доплат за показатели труда, для которых характерен показатель неопределенности. Когда руководитель ОУ планирует заключить эффективный контракт, он должен проверить документ на наличие размытых формулировок (например, «добросовестное выполнение трудовых функций»). Не менее важно проследить, чтобы к числу стимулирующих начислений не были отнесены гарантированные части заработной платы.
  2. Разделить созданный фонд оплаты труда на две части: за счет первой выплачивать должностные оклады, за счет второй — симулирующие начисления.
  3. Утвердить показатели эффективности труда для всех категорий работников, в особенности для педагогов.

При выполнении последнего пункта стоит опираться на рекомендации Минобрнауки из письма № АП-1073/02. Список рекомендуемых показателей эффективности трудовой деятельности педработников представлен в таблице.

Скачать файл «Показатели эффективности труда учителей» 

Хочется акцентировать внимание на том факте, что успешный переход на эффективный контракт и справедливую оплату трудовой деятельности требует проведения разъяснительной работы среди педагогических работников, направленной на адаптацию критериев эффективности учреждения к каждому работнику, дифференциацию и индивидуальный подход к оценке педагогического труда. Главной характеристикой критериев эффективности должна стать их «измеримость», возможность фиксации результата. При этом среди перечисленных критериев в каждом учреждении могут быть выбраны приоритетные — те, которые наиболее значимы для решения стратегических задач школы, и, следовательно, в шкале оценок будут занимать более высокое место.

Вместе с тем, благодаря тому, что в каждом коллективе сложилась прозрачная и понятная система распределения стимулирующих выплат, переход на эффективный контракт имеет значимые перспективы и преимущества. Самое принципиальное из них то, что продуманная шкала оценки эффективности способна стимулировать повышение качества педагогического труда, а следовательно — и качества образования.

Критерии эффективного контракта с педагогом

Понятие «эффективный контракт в образовании» (образец заполнения вы найдете в конце статьи) введено еще в 2012 году Постановлением Правительства № 2190-р, которое утвердило программу постепенного улучшения условий оплаты работы педагогов.

Эффективный контракт с учителем — это трудовой договор, в котором четко оговорены его обязанности по должности, условия, в которых предстоит трудиться, установлены конкретные критерии, позволяющие оцифровать и оценить деятельность преподавателя.

Новая система работы не отменяет ранее действовавших отношений между нанимателем и преподавателем. Она позволяет перевести их на другой уровень. Для реализации перехода в учреждении должны быть разработаны и утверждены руководителем критерии:

  • государственное (муниципальное) задание;
  • установленная система определения эффективности труда педагогов;
  • система оплаты труда с определенными факторами, учитывающими степень сложности работы и ее объем и качественный уровень;
  • установленные нормы труда учителей;
  • установленные специфические особенности с учетом видов деятельности.

Рекомендации к эффективному контракту с педагогом

В контракт включают пункты, оговаривающие:

  • длительность основного отпуска;
  • предусмотренные трудовым законодательством меры соцподдержки;
  • конкретные должностные обязанности;
  • наименование должности в соответствии с формулировками в Едином квалификационном справочнике должностей при совпадении должностных обязанностей сотрудника с предусмотренными в справочнике;
  • применение определенных стимулирующих и компенсационных выплат (за интенсивность, качество выполняемой работы, стажевые и премиальные выплаты, выплаты за тяжелый труд, в местах с особым климатом, в условиях, отличающихся от нормальных, доплаты за работу с информацией, являющейся гостайной);
  • размер доплаты при выполнении дополнительной работы.

Все условия оговариваются в понятной для сотрудника форме.

Что включать в эффективный контракт с педагогом

Рекомендуется учитывать нормативные акты (а при отсутствии разработать их), определяющие:

  • систему оплаты (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат, надбавок);
  • систему нормирования труда;
  • условия работы по итогам проведения специальной оценки условий труда;
  • режим рабочего времени и отдыха педагогов;
  • штатное расписание образовательного учреждения;
  • условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижный, разъездной, в пути).

Основная проблема при введении связана с разработкой показателей результатов работы. Они должны быть тщательно продуманы и апробированы. Необходимо выстроить единую систему требований к работникам, вытекающую из требований к деятельности самого учреждения, предусмотренных в государственных и муниципальных правовых документах. Без выполнения этого условия эффективный контракт останется просто более объемным трудовым договором и не обеспечит своей эффективности.

Министерство образования и науки РФ разработало несколько методических рекомендаций о внедрении апробированных моделей эффективного контракта в системе профессионального обучения и среднего профессионального образования и о стимулировании руководителей образовательных организаций (то есть с педагогами). Они содержат перечень показателей эффективности деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, а также перечень показателей эффективности деятельности руководителей профессиональных образовательных организаций.

Также важные показатели эффективности деятельности педагогов, которые должны использоваться при разработке, установлены в Распоряжении № 722-р от .

Материалы по теме Как составить приказ о переходе на эффективный контракт Показатели эффективности в образовательных учреждениях

Согласно рекомендациям Министерства образования, которые содержатся в Письме № АП-1073/02, при введении эффективных контрактов образовательные учреждения должны утвердить показатели эффективности труда педагогических работников (они подробно перечислены в Письме).

Механизм и процедура предоставления стимулирующих выплат должна содержаться в локальных актах муниципалитета и образовательной организации (таковым, например, является Положение об эффективном контракте с педагогическими работниками). А всю информацию о результатах деятельности педагогов, в соответствии с утвержденным перечнем показателей эффективности, необходимо разместить на официальном сайте организации.

Порядок заключения эффективного контракта

Как же осуществить переход на эффективный контракт в образовании? Порядок установлен Приказом Минтруда № 167н. Он предусматривает следующие действия.

  1. Если педагог работает у нанимателя впервые, с ним заключается трудовой договор по форме, установленной в приложении к Постановлению 2190-р.
  2. В отношении уже работающих в учреждении педагогов порядок действия работодателя следующий:
  • создать комиссию по переходу на новую систему;
  • проанализировать с помощью комиссии действующие трудовые договоры на соответствие требованиям, установленным действующим законодательством;
  • разработать (силами комиссии) критерии, позволяющие оценить эффективность работы педагогов;
  • провести разъяснительную беседу о переходе на новые условия труда;
  • привлечь к работе профсоюз организации, с учетом мнения которого разработать локальные акты, касающиеся системы оплаты;
  • внести изменения в положение об оплате, учитывающее разработанные комиссией критерии;
  • утвердить положение об эффективном договоре с преподавателями;
  • предупредить работников в письменной форме об изменении условий труда не меньше чем за два месяца;
  • заключить с работниками дополнительные соглашения, изменяющие установленные ранее условия оплаты;
  • внести изменения в должностные инструкции сотрудников.

Заполнение эффективного контракта

В договоре и дополнительном соглашении необходимо прописать следующее:

  1. Место работы. Если учитель трудится в филиале, представительстве либо другом обособленном подразделении, следует указать сначала адрес учреждения, а затем наименование подразделения с его местоположением.
  2. Трудовая функция (с указанием квалификации, должности и специальности).
  3. Условия оплаты труда. В этом пункте следует регламентировать процедуру выплаты оклада, а также стимулирующих и компенсационных выплат. Для этого необходимо прописать условия их получения, а также показатели и критерии оценки эффективности, периодичность и размер.
  4. Режим труда и отдыха.
  5. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска.
  6. Меры социальной поддержки.
  7. Иные условия, обусловленные спецификой работы образовательного учреждения.

Скачать образец эффективного контракта в образовании можно в конце статьи.

Что такое эффективный контракт в образовании

Термин «эффективный контракт» введен Распоряжением Правительства РФ от № 2190-р, которое утвердило Программу совершенствования системы оплаты труда бюджетников. Эффективный контракт представляет собой стандартный трудовой договор, составленный в соответствии со статьей 57 ТК РФ, в котором расширены некоторые условия, а именно:

  • максимально подробно описаны обязанности сотрудника;
  • детально регламентированы условия оплаты труда и меры соцподдержки;
  • особый акцент сделан на показателях и критериях оценки эффективности преподавателей для назначения им стимулирующих выплат в зависимости от результатов трудовой деятельности.

По мнению чиновников, переход на новую систему оплаты труда в образовательном учреждении позволит обеспечить достойный уровень зарплаты педагогов. Этим обусловливается связь ее размера с объемами, интенсивностью и качеством выполняемой работы. Также утвержденные показатели должны быть соотнесены с показателями эффективности всей образовательной организации, которая, в свою очередь, должна осуществить следующие действия:

  1. Материалы по теме На что обратить внимание при составлении эффективного контракта с воспитателем ДОУ Отказаться от стимулирующих выплат за показатели, которые носят неопределенный характер, например, формулировки вроде «добросовестное выполнение обязанностей». Их следует заменить на оценки, которые имеют измеримые параметры.
  2. Исключить из стимулирующих выплат те, которые традиционно относятся к гарантированной части заработной платы.
  3. Разграничить ФОТ на две части: гарантированную (должностной оклад) и стимулирующую (оплата за выдающуюся результативность).

Эффективный контракт в бюджетной организации

Первые инициативы по переходу на новую систему оплаты труда работников образовательной сферы были предприняты более двадцати лет назад, но долгое время эффективный контракт оставался идеей, живущей только на бумаге. Начиная с 2012 года, регулятор делает последовательные шаги по внедрению контрактной деятельности в бюджетных организациях, последовательно реализуя обновленные механизмы начисления заработной платы с использованием стимулирующих начислений. Фактически контрактная инициатива является наиболее масштабной из числа мер, направленных на повышение престижности педагогического труда и привлечение в сферу молодых специалистов.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Важную информацию о порядке перехода на эффективный контракт читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

- Как не ошибиться при переходе на эффективный контракт (чек-лист для руководителя)
- Как изменить программу развития школы с 2019 года с учетом новых ФГОС  (готовые формулировки)

По своей структуре эффективный контракт является разновидностью трудового договора, оформляемого в форме дополнительного соглашения. Планировалось, что к началу 2018-2019 учебного года внедрение новаций по направлению будет завершено, но и сегодня эта законодательная инициатива вызывает множество вопросов и затруднений как у руководителей ОУ, так и педагогического состава школ. В ходе внедрения эффективного контракта среди педагогических работников, можно констатировать проблемы формального отношения к критериям, внутреннего сопротивления изменениям, а также психологического дискомфорта, связанного с обострением конкуренции в педагогических коллективах. Фронтальные опросы, проводимые среди учителей, позволили выяснить, что число педработников, довольных профессиональными достижениями и уровнем оплаты, сократилось вдвое, при этом более чем 10 % работников сферы заявили о снижении уровня доходов в связи с процедурными сложностями, которые в отдельных школах не решаются должным образом, и остром желании сменить сферу деятельности. Эксперты уже указали на тот факт, что для продолжения контрактной инициативы к 2020 году потребуется выделение более 2 % ВВП страны, что противоречит идее рационального расходования бюджетных средств и может стать серьезной проблемой.

Характерным затруднением является и тот факт, что механизм перехода на контрактные отношения остается не до конца понятным как директорам школ, которые, с одной стороны, должны обеспечить реализацию требований регулятора, а с другой — защитить трудовые права работников, так и педагогов — для последних сохраняются риски получения заработной платы в неполной мере, если в школе отсутствует механизм контроля процедурных особенностей. С точки зрения трудового законодательства, переход на эффективный контракт предусматривает внесение изменений в трудовой договор, причем согласно приказу Минтруда от г. № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений…» изменения вносятся работодателем в одностороннем порядке с последующим уведомлением сотрудников в письменной форме. Конечно же, условия эффективного контракта должны быть составлены таким образом, чтобы и работник, и работодатель могли максимально обеспечить соблюдение своих интересов и достижение поставленных целей.

Система Завуч
  • Как организовать систему наставничества для педагогов

Так почему же заключенные служебные контракты на сегодняшний день не работают в полной мере, а правительственная инициатива подлежит дальнейшему коллективному обсуждению? Можно выделить две основные причины. Во-первых, это формальный подход как договора (контракта), так и локальных актов. Например, если в положении о порядке оплаты и премирования содержатся общие обтекаемые формулировки, то достаточно сложно справедливо и аргументированно осуществлять поощрение работников за достижение конкретных результатов. А вот если в должностной инструкции или в том же положении представлены система мотивации и стимулирования, условия контракта будут не только объективными, но и результативными, поскольку каждый работник будет понимать, от чего зависит его размер оплаты труда. Во-вторых, фиксируется массовое отсутствие надлежащего текущего оперативного контроля со стороны как директоров школ, так и кадрового подразделения за соблюдением условий заключенных соглашений, что обусловливает целесообразность актуализации процедурных особенностей для выявления и устранения нарушений в конкретных ОУ.

Заключение эффективных контрактов: разработка критериев эффективности

Примерная форма дополнительного соглашения по трудовому договору, которое по сути и является олицетворением контрактной инициативы, приведена в приложении 3 к Программе реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере на 2012-2018 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р. От стандартного трудового соглашения договор эффективного контракта отличает конкретизация должностных функций и представление соотношения трудовых усилий размеру заработной платы. Значимым элементом служебного контракта является представление «критериев и показателей эффективности» труда, которые с правовой точки зрения не расцениваются как изменение организационных условий профессиональной деятельности. Наиболее важно, что в обновленном трудовом соглашении указываются выплаты, характеризующиеся стабильностью начисления и градацией в зависимости от заявленных критериев. В свете этого можно утверждать, что контрактная инициатива имеет преимущества и недостатки.

Скачать файл «Преимущества и недостатки перехода на эффективный контракт» 

Предполагается, что эффективный трудовой контракт в первую очередь должен стать стимулом для успешной работы молодых преподавателей. Их уровень зарплаты изначально низок из-за отсутствия стажа и квалификационных категорий, а при получении стимулирующих выплат они не учитываются. В оценке эффективности деятельности педагогических работников необходимо учитывать, что оценка должна:

  • охватывать все виды деятельности работников организации и носить интегральный характер;
  • быть объективной и сводить до минимума элемент субъективизма в оценке качества работы педагогов;
  • открытой и понятной для педработников, методистов, административного состава;
  • обеспечивать «обратную связь» для принятия решений по повышению качества предоставляемых образовательных услуг, подготовки учащихся;
  • адекватной — материальное вознаграждение должно соответствовать трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего учреждения, его опыту и уровню квалификации.
Система Образование
  • Четыре основных условия эффективного контракта

Кроме того, любые оценочные показатели, заложенные в систему эффективных контрактов, должны обладать следующими свойствами:

  1. Конкретность (четкая конкретная формулировка).
  2. Измеримость (иметь количественную характеристику).
  3. Достижимость (для каждой конкретной категории работников они должны быть реально достижимыми).
  4. Релевантность, ориентированность во времени, то есть они должны быть привязанными к определенному периоду времени (например, час, день, неделя и т. д.).

Трудовой договор — эффективный контракт с работником

В большинстве образовательных организаций переход на контрактные отношения знаменует изменение условий трудового договора или подписание допсоглашения, что требуется при условии, когда ранее оговоренные условия не могут быть сохранены и пролонгированы. Следует отметить, что у работодателя должны быть объективные причины невозможности сохранения ранее оговоренных условий, что предусматривает необходимость указания причины нововведений в уведомлениях, предоставляемых сотрудникам. Эффективный контракт с работником (трудовой договор) разрабатывают:

  1. При приеме на работу.
  2. При переводе учреждения на контрактную систему оплаты труда.

Прежде чем коснуться вопроса о том, какие условия ранее действовавших трудовых договоров необходимо было изменить до 2019 года и, соответственно, какие положения в данных документах требуют дополнительной проверки, необходимо напомнить, какие организационные показатели должны быть закреплены во время заключения соглашения между работником и работодателем.

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и эффективной организации развития образовательной организации рекомендуем пройти обучение по программе «Руководство развитием ОО».

Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ, условиями трудового договора являются такие критерии:

  1. Место работы (при необходимости — месторасположение обособленного структурного подразделения ОУ, где сотрудник выполняет должностные обязанности).
  2. Описание трудовой функции.
  3. Временные границы действия служебного контракта.
  4. Условия оплаты труда (с указанием списка возможных доплат).
  5. Режим времени труда и отдыха.
  6. Компенсации за сверхурочную и опасную работу.
  7. Условие об обязательном соцтраховании.

Из всех перечисленных условий в эффективных контрактах, заключаемых с работниками государственных учреждений, однозначно меняются лишь условия оплаты труда. Также в данном соглашении могут закрепляться дополнительные условия, которые не должны ухудшать положение работника по сравнению с нормами, установленными действующим трудовым законодательством, коллективным договором ОУ, локальными нормативными актами.

Скачать пример эффективного контракта для бюджетных организаций 

Непосредственно при разработке дополнительного соглашения к трудовому договору директору или уполномоченным специалистам необходимо отследить, сколько времени тот или иной работник организации тратит на выполнение трудовых функций, насколько объемна фактическая профессиональная нагрузка, и на основании этого определить критерии начисления вознаграждения. Также в рамках реализации контрактной инициативы оплаты труда необходимо обеспечить осуществление поощрительных мероприятий для сотрудников:

  • примерно соблюдающих трудовую дисциплину, нормы профессиональной этики, проявляющих ответственность и добропорядочность;
  • активно участвующих в методической работе и деятельности, которая носит инновационный характер;
  • использующих все доступные способы повышения уровня квалификации;
  • систематически получающих положительные отзывы от участников образовательных отношений.

Что касается процедурных особенностей, то согласно действующему законодательству они должны быть уже реализованы во всех российских школах. Вместе с тем руководителям будет не лишним отследить, актуальны ли для подведомственной школы проблемы и риски, возникающие при реализации контрактной системы наиболее часто. Это:

  1. Опасность концентрации сил педагогического состава только на показателях трудового контракта в ущерб развития творческой индивидуальности.
  2. Опасность «скатывания» деятельности учителей и администраторов только к деятельности «по производству показателей» (имитации показателей) вместо достижения нужного результата.
  3. Невозможность достижения пороговых значений показателей эффективности молодыми специалистами в силу недостаточно развитых профессиональных компетенций.
  4. Снижение заработной платы учителей, которые только начинают профессиональный путь.

Чтобы заключение эффективных контрактов с учреждением не привело к снижению уровня доходов кадрового состава и утрате перспективных молодых специалистов, в качестве корректировочных действий целесообразно проведение мониторинга уровня заработной платы и разработка индивидуального плана по оценке эффективности трудовой деятельности.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • http://ppt.ru/forms/rabota/effectivniy-contrakt-s-pedagogom
  • https://clubtk.ru/forms/trudovoy-dogovor/effektivnyy-kontrakt-v-obrazovanii-obrazets-zapolneniya
  • https://gosuchetnik.ru/kadry/kak-razrabotat-i-vnedrit-effektivnyy-kontrakt-s-pedagogami
  • https://gosuchetnik.ru/shablony-i-formy/sostavlyaem-effektivnyy-kontrakt-s-pedagogicheskim-rabotnikom
  • https://www.menobr.ru/article/65333-qqq-17-m11-effektivnyy-kontrakt
  • http://ppt.ru/forms/effektivniy-contract/obrazec-v-obrazovanii
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий