Доступная среда для инвалидов что это такое

 

Доступная среда для инвалидов. Доступная среда для инвалидов — что за программа? Документы по доступной среде. Приспособления для инвалидов в гос. учреждениях. Доступная среда для детей инвалидов в школе. Двери для инвалидов колясочников. Суть и нюансы программы "Доступная среда для инвалидов". Как происходит формирование "доступной среды" для инвалидов? Как реализуется программа "Доступная среда" для детей инвалидов?

Общая информация

Сама программа начала свое действие в 2011 году и заканчивается в 2015 году.

На нее возлагались задачи обеспечить инвалидов специальными средствами, позволяющими им свободно передвигаться, без помощи посторонних людей.

Программа направлена на благоустройство населенных пунктов с тем расчетом, чтобы маломобильные люди моги передвигаться по ним свободно, не встречая препятствий на своем пути. В задачу программы входит и оснащение общественного транспорта всеми необходимыми средствами, которые бы позволили им перевозить инвалидов.

Усилия городских властей были направлены на то, чтобы под нужды маломобильных инвалидов создавались специально оснащенные бордюры, светофоры оснащались звуковым оповещением, а также были сделаны другие приспособления, позволяющие людям с ограниченными способностями очень быстро и комфортно ориентироваться при перемещении в населенном пункте.

Но помимо создания проектов новых приспособлений, как в транспорте, так и в зданиях, сооружениях и на других территориях населённых пунктов, реализации этих проектов, программа «Доступной среды» для инвалидов предусматривает и совершенствование транспортной инфраструктуры с целью обеспечения доступа инвалидам к реабилитационным учреждениям, заведением профессионального обучения, зданиям культуры, спорта, предприятиям трудовой деятельности.

Но если эти мероприятия больше касаются людей с ограниченными возможностями в мобильном передвижении, то для тех, у кого нарушены слух и зрение программой предусмотрено формирование общегородских систем специализированных телекоммуникаций.

Законы и нормативы по Программе «Доступная среда» для инвалидов в России

Программа «Доступная среда» в России стартовала в 2012 году, после ратификации РФ Конвенции ООН о правах инвалидов. Согласно документу, люди с ограниченными возможностями – это самостоятельные, независимые личности, которые имеют право всесторонне участвовать во всех сферах жизни общества. Государство же обязано обеспечить доступность окружающей среды для инвалидов наравне с другими гражданами, комфортный доступ к транспорту, всем возможным объектам и услугам, что и является основной целью Конвенции.

Последовательность и детали формирования беспрепятственного доступа инвалидам к объектам физического окружения, транспорту, связи, информации описаны в ФЗ о программе “Доступная среда” для инвалидов (Федеральный закон № 181-Ф3 от ). Сама программа на 2011–2015 годы была утверждена Правительством России в Постановлении № 175 от , затем продлена до 2020 года (Постановление № 1297 от ). В январе 2019 года было решено продлить госпрограмму до 2025 года.

Обустройство зданий, сооружений, помещений, путей движения, общественного транспорта, бассейнов и спортивных площадок для людей с особыми потребностями имеет свои тонкости. Особое внимание должно уделяться безопасности конструкций и качеству материалов. При проектировании обязательно необходимо учитывать соответствующие нормативные документы по программе “Доступная среда” для инвалидов:

  1. Своды правил (СП), касающиеся доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН). Номера СП: , , , 35-101-2001, 35-102-2001, 35-103-2001, 35-104-2001, 35-105-2002, 30-102-99, 31-102-99, 31-113-2004.
  2. Государственные стандарты (ГОСТ) устанавливают требования безопасности и доступности к подъемным платформам, указателям, опорным устройствам, светофорам, средствам общественного транспорта для различных групп инвалидов. Номера ГОСТов: 55555-2013, Р 51261-99, Р 52875-2007, 56305-2014, Р ИСО 23600-2013, Р 52131-2003, Р 51671-2015, Р 51671-2000, Р 56421-2015, Р 56832-2015.
  3. Правила безопасности (ПБ): ПБ 10-403-01 – о безопасной эксплуатации подъемных платформ в жилых, общественных, промышленных зданиях для инвалидов.

Этапы программы

Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций — исполнителей и органов власти. В 2019 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2019 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  4. 2019-2020 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2021-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
      • закупки оборудования в реабилитационные центры,
      • обучения специалистов,
      • разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда и социальной защитыРФ. На это ведомство возложена задача по координации деяльности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи и массовых коммуникаций РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались для обеспечения:

  • равного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам;
  • объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

То есть ФЦП имеет три направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

Заявленные цели

Цель мероприятий правительство видит в создании законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями в социальной сфере на основании самостоятельной экономической активности.

Ожидаемые результаты:

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • транспортных объектов;
    • социальной направленности.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по проблемам инвалидов, ожидается рост числа лиц с ограниченными возможностями, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов.
  3. Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в субъектах РФ.
  4. Увеличение численности инвалидов, получивших реабилитационные и абилитационные мероприятия.
  5. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями, увеличение численности бюро медико-социальных экспертиз.
Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Вопросы финансирования ФЦП

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и региональных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие — не больше 70%.
В 2019 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 50 683 114,5 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс. руб.
Фото 1

Нормативно-правовая документация

Программа адаптации «Доступная среда» для инвалидов действует уже несколько лет, но около половины людей с особыми потребностями не скрывают, что им по-прежнему не комфортно. Большинство зданий и жилых домов старые, а инвалиды даже с первого этажа на улицу без посторонней помощи спуститься не могут. Чтобы избежать такой картины в новостройках, были изменены строительные стандарты и требования.

СНиП. «Доступная среда»

Это строительные нормы и правила (сокращают СНиП). Действуют на всей территории России.


Застройщики предполагают использование СНиП на добровольной основе. Причина такого отношения банальна: есть аналоги в СП и актуализированных редакциях СНиП. Их требования в большинстве случаев совпадают.

СП для инвалидов (актуально в текущем году)

Архитекторам, дизайнерам, членам комиссий по приемке построек и обычным жильцам рекомендуется группа СП, где детально описаны размеры, габариты, правила проектирования для инвалидов и установки необходимых конструкций, общественные здания, объекты городской среды с учетом потребностей мало мобильных групп населения. Документы есть на официальных сайтах. Доступность их не ограничена.

  • СП
  • СП
  • СНиП 35-01-2001
  • СП
  • СП
  • СП
  • СП
  • СП
Фото 2

Срок продления госпрограммы «Доступная среда»

Несмотря на то, что государственная программа для инвалидов “Доступная среда” не планируется как бессрочная и имеет запланированные сроки выполнения всех мероприятий, Президентом России было принято решение продлить ее действие сначала до 2020 года, а в феврале 2019 года – до 2025 года. Вместе с тем рекомендовано интенсифицировать выполнение намеченных этапов.

Об эффективности реализации «Доступной среды» позволяют судить определенные изначально показатели (или индикаторы). Например, доля доступных для инвалидов объектов, доля инвалидов, положительно оценивающих происходящие изменения, доля детей с инвалидностью, получающих качественное образование, и так далее

Сравнивая реальные проценты по данным показателям с запланированными, можно судить об уровне выполненности тех или иных задач.

Что такое доступная среда для маломобильного человека

Доступная среда для инвалидов предоставляет множество возможностей при реабилитации и полноценном проживании людей, у которых ограниченные функции. Программа формирования таких мер даёт инвалидам возможность ездить на общественном транспорте и без особых препятствий передвигаться по городу. Это становится возможным, благодаря наличию различных подъемников и других устройств. В технологическую часть «Доступной среды» входит установка информаторов, извещателей, абонентских устройств, кнопок для вызова.

Программа обеспечивает маломобильных граждан необходимыми для жизни объектами. Для этого предусматриваются гранты, получение которых предполагает регулярные отчёты по выполнению строительства или внедрению программы.


Разработчики не останавливаются на создании только одного устройства. Они стараются помочь инвалидам всех категорий: слабовидящим и плохо слышащим, а также гражданам с нарушенной двигательной функцией

Цели и задачи программы «Доступная среда»

Главная цель программы – повышение качества жизни инвалидов и интеграция их в общество. Ее реализация планируется за счет достижения следующих задач.

  1. Создание доступной средыдля маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры.
  2. Обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных (формирование новых навыков) услуг для граждан с ограниченными возможностями. Эта же задача подразумевает доступ к образовательным услугам и трудоустройству.
  3. Повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений.

На реализацию поставленных задач запланирован бюджет в размере 401 млрд рублей. В частности в 2019 году планируется расход свыше 45 млрд рублей. Источниками формирования бюджета программы выступают федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

На основании каждой из вышеуказанных задач составлены отдельные подпрограммы.

Подпрограмма №1

Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения.

В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее.

  1. Проектирование новых зданий и модернизация уже существующих с учетом потребностей инвалидов. Это пандусы и лифты для свободного передвижения малоподвижных граждан, создание дополнительных баннеров, упрощающих поиск нужного объекта, и т. п. Адаптировать к возможностям инвалидов необходимо не только государственные ведомства, но и строящиеся жилые дома.
  2. Установка на улицах светофоров и остановок со звуковым сопровождением.
  3. Оснащение общественного транспорта выдвижными пандусами и внедрение новых единиц с пониженным уровнем пола.
  4. Обеспечение детям-инвалидам возможности получать образование наравне с остальными сверстниками. Это касается не только создания безбарьерной среды, но и технического оснащения школ оборудованием для физического и психологического восстановления детей (тренажеры, компьютеры для детей с ограничениями по слуху и зрению, сенсорные комнаты для релаксации и др.). Не менее важно иметь в штате образовательного учреждения психологов, оказывающих ребенку-инвалиду поддержку при возникновении проблем в общении со сверстниками.
  5. Финансирование спортивных учреждений, деятельность которых направлена на развитие адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта.
  6. Проведение культурных мероприятий, предполагающих участие лиц с ограниченными возможностями.
  7. Внедрение сурдоперевода в трансляции главных российских телеканалов.

На реализацию подпрограммы №1 запланирован бюджет в размере 35 млрд рублей.

Подпрограмма №2

Вторая подпрограмма направлена на повышение качества и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов. Другой важной целью является создание условий для получения ими профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства наравне с теми гражданами, которые не имеют ограничений по здоровью.

Для реализации поставленных целей запланирован ряд мероприятий.

  1. Оценка потребностей инвалидов и создание в соответствии с ними отрасли по изготовлению специализированных товаров.
  2. Открытие центров, ориентированных как на общую реабилитацию инвалидов посредством медикаментозного лечения и санаторно-курортных услуг, так и медицинскую абилитацию в виде реконструктивной хирургии и протезирования.
  3. Введение в образовательную программу уроков, направленных на формирование адекватного восприятия детей-инвалидов остальными сверстниками.
  4. Организация совместных мероприятий органами соц. защиты и центрами занятости по профессиональной подготовке граждан, из-за проблем со здоровьем лишившихся возможности работать по прежней специальности.
  5. Стимулирование работодателей с помощью налоговых льгот на создание рабочих мест для инвалидов.

На реализацию данных целей предусмотрено финансирование в размере 33,5 млрд рублей.

Подпрограмма №3

Третья подпрограмма нацелена на повышения объективности решений МСЭ. Цель планируется достигнуть за счет осуществления следующих мероприятий.

  1. Разработка новых методик проведения экспертизы.
  2. Совершенствование критериев назначения групп инвалидности.
  3. Оснащение бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
  4. Создание системы независимой оценки эффективности работы экспертов МСЭ.
  5. Налаживание эффективного взаимодействия между учреждениями МСЭ разных уровней.
  6. Повышение квалификации сотрудников.
  7. Создание при главных бюро МСЭ общественных советов, рассматривающих обращения граждан по поводу неэтичного поведения экспертов.
  8. Противодействие коррупции. С этой целью планируется внедрить в деятельность МСЭ такие современные технологии, как электронная очередь, аудио- и видеонаблюдение.

На реализацию подпрограммы №3 планируется выделить 103 млрд рублей.

Требования к обеспечению программы «Доступная среда» для инвалидов

Фото 4

Установлено также требование требования к доступной среде для инвалидов о соблюдении правил обеспечения беспрепятственного доступа при планировании и застройке городов и других населенных пунктов, при формировании жилых и рекреационных зон, проектировании строительства и реконструкции зданий, сооружений и их комплексов, а также при разработке и производстве транспортных средств общего пользования, средств связи и информации. На финансирование указанных мероприятий по обеспечению доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур выделяются целевые бюджетные ассигнования, ежегодно предусматриваемые в составе федерального, регионального или местного бюджетов. Реализация указанного требования программы поддержки инвалидов «Доступная среда» обеспечивается нормами Градостроительного кодекса РФ, согласно которому в состав проектной документации объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектов транспорта, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда обязательно должен включаться перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к таким объектам.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в рамках формирования доступной среды для инвалидов обязывает организации, которые производят транспортные средства, а также осуществляют транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых (форм), оборудовать указанные средства, а равно вокзалы, аэропорты и другие объекты транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами для обеспечения инвалидам возможности беспрепятственно пользоваться услугами транспорта.

В рамках создания доступной среды инвалиды имеют право вне очереди получить место под строительство гаража или для стоянки технических и других средств передвижения рядом с местом их жительства. Кроме того, действует императивное правило о выделении мест (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха. Число таких парковочных мест должно составлять не менее 10% от общего количества на стоянке (остановке), как минимум одно место. Согласно организации доступной среды+для инвалидов эти места запрещено занимать другими транспортными средствами. За пользование выделенными парковочными местами с инвалидов не может взиматься какая-либо плата.

Задачи и цели

Фото 5

Программа «Доступная среда» должна решить следующие задачи:

  1. Оценку и повышение уровня доступности объектов и услуг для людей с ограниченными возможностями.
  2. Равноценный доступ к любому реабилитационному средству и услуге для каждого инвалида.
  3. Модернизацию государственных систем медико-социальных экспертиз.

Кроме того, планируется, что в рамках реализации программы, сформируется дружественное отношение к данной группе населения.

Основная цель «Доступной среды» – беспрепятственный доступ инвалида к любому приоритетному объекту, а также к каждой услуге в важнейшей для него сфере. Антикризисная направленность государственной программы предусматривает перевод инвалидов из экономически пассивной группы в активную. Для этого осуществляется усиление реабилитационной направленности путем содействия со стороны соответствующих министерств в таких сферах, как трудоустройство и занятость.

Доступная среда для инвалидов — что за программа?

Чтобы облегчить существование лиц с инвалидностью и вывести в качество их жизни, одним из профильных министерств (Минтруда) разработана гос программа «Доступная среда». Каждое десятилетие в нее вносят поправки, приближая строительные нормы к мировым, а морально устаревшие параметры заменяют современными.


Главные задания данной инициативы:
  • комфорт использования объектов;
  • бережное отношение к инвалидам и их проблемам в обществе;
  • модернизация объектов и свободный доступ к ним МГН.
Ныне программа на четвертом этапе. Благодаря ей разработаны правила проектирования, организации инвалидов заявляют о себе, дети-инвалиды получили право на удобства в школах, кафе и концертных залах, а взрослые — минимальные удобства на работе.

Документы по доступной среде

Конвенция по правам инвалидов декларирует стремление государства к защите лиц с инвалидностью и МГН. К мировым соглашениям Россия присоединилась с 2014 года.

Гарантии в Конституции — основном законе государства (статья 27).

Кодексы, архитектурные правила, постановления властей и строительные нормы призывают создавать достойные условия жизни этим гражданам. За ненадлежащее исполнение на гос чиновников налагаются штрафы, и немалые. И на всех, причастных к процессу.

Приспособления для инвалидов в гос. учреждениях

Со времен Сочинской олимпиады прошло не так много времени, и общество успело заметить, что инвалиды могут быть сильными и мужественными. Каждый день для большинства из них – сражение обычных человеческих желаний с ограниченными возможностями. Для адаптации к потребностям МГН разработан инструментарий, доступный для использования и в здании старой планировки, и в новостройках. Изготавливается индивидуально, ориентирован на слабослышащих, незрячих или спинальников с характеристиками малой мобильности, разрешен для гос учреждений.


Условно все приспособления можно разделить так:
  • Системы информирования.
  • Тактильные знаки.
  • Вспомогательные средства — техника и комплектующие.
  • Запоры. Котельные и бойлерные закрывают на запор и вешают предупреждение. Ведь бывают и такие, внешне здоровые, но со специфическими диагнозами: так и норовят куда-нибудь залезть.
Все приспособления имеют гигиенические сертификаты и могут использоваться в учреждениях для инвалидов.

Около пяти процентов полезной площади в спроектированных для нужд общества помещениях (кафе, поликлиники, различные службы) по закону доступны для инвалидов. В многоэтажках — места отдыха для МГН: скамейка, диванчик в поликлинике, кресло в приемной чиновника. Какой будет зона для инвалида, регламентируется сводом правил (далее СП). Учитываются мобильность и заболевания посетителя, инвалиды располагаются по принципу: видно, слышно, комфортно.


Можно книгу почитать, спектакль посмотреть, пиццу заказать. Все зависит от того, где инвалид планирует быть. На практике инвалидам приходится убеждать всех, что они не представляют проблемы. А о подготовленных по спец программам помощниках пока приходится только мечтать. Заведения могут предложить только столики или персональные ряды для инвалидов в радиусе 40 метров от выхода. Предусмотрен запасной путь отхода для МГН и колясочников. Чтобы сохранить мобильность, больше трех инвалидных колясок среди кресел рядом не ставят. Незрячие или инвалиды с дефектами слуха занимают места в 10 метрах от сцены. Рядом должен находиться сопровождающий переводчик.

Доступная среда для детей инвалидов в школе

Школы и сады в большинстве проектировались лет 40-50 назад. Потребности подрастающего поколения на инклюзии не учитывались. Поэтому доступность для них предполагает модернизацию: входов, лестниц, школьной территории. Переоборудование туалетов, пандусы на входе — только начало. Системы оповещения, «доводчик» на входе, перила с округлыми краями. «Доступная среда» в школе — это материалы и оборудование: нескользкие панели, шероховатая плитка под ногами, навигационные системы, звуковые и световые маяки, тактильные таблички.

Стандарты предполагают:

  • В школьных туалетах рядом с унитазом для инвалида нужна тревожная кнопка.
  • В идеале — лифт, как вариант мобильный подъемник.
  • Рядом с инклюзивами сенсорные комнаты. Психологи и другие специалисты, работающие с особенными детьми, обязаны использовать песочную, свето- и цветотерапию, другие методики коррекции, влияющие на сенсорику. Школа сможет не только учить, но и лечить душу ребенка.
  • Дооборудование школ и садов мягкими игровыми наборами, сухими бассейнами с яркими шариками или поролоновыми кубиками, фиброоптическими системами, звуковым и музыкальным оборудованием необходимо.
  • Для детей с нарушениями нужна мобильная или бескаркасная мебель, имеющая разрешения и гигиенические сертификаты, принтеры с печатью брайля, другие адаптационные устройства для компьютерной техники.
  • По персональной программе — занятия в бассейнах или на тренажерах, в общих залах для лечебной физкультуры.

Дети должны развиваться. Пример тому — теоретик физики С. Хокинг. А гениальность создает радость от успеха, общения и чувства востребованности у ребенка-инвалида.

Фото 5

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»

Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте и пр.
Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач.Важно: в октябре 2019 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль  и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

Что делается для детей-инвалидов

В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.
Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.

Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Фото 6

Существующие подпрограммы

Государственная программа «Доступная среда» предполагает реализацию следующих подпрограмм:

  1. Доступность объектов и услуг в тех сферах жизнедеятельности, которые являются приоритетными для инвалида или маломобильного человека. Для этого необходимо реализовать следующие мероприятия:
    • скрытое субтитрование любой телевизионной программы, трансляция которой производится на каком-либо общероссийском обязательном общедоступном телеканале;
    • помощь финансового характера спортивным учреждениям, одним из направлений которых является адаптивная физическая культура и спорт;
    • организация учебы для специалистов, входящих в состав психолого-медико-педагогической комиссии в образовательном учреждении, которая принимает  решение относительно получения ребенком-инвалидом образования в обычной школе;
    • установка в образовательном учреждении специального, в том числе учебного, реабилитационного и компьютерного оборудования, а также приобретение соответствующего автотранспорта для того, чтобы ребенок, у которого нарушена работа зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата, мог учиться наравне со всеми;
    • приведение существующего здания или сооружения в соответствие с требованиями строительной нормы и правил, определяющих доступность для инвалидов;
    • приспособление входа, лестницы, пандусного съезда, зоны оказания услуг, санитарно-гигиенического помещения и прилегающей территории;
    • оборудование здания или сооружения лифтом или другим подъемным устройством, оснащенным в свою очередь голосовым оповещением и пространственно-рельефным указателем и многое другое.
  2. Совершенствование механизма, в соответствии с которым предоставляются услуги в таких сферах, как реабилитация и государственная медико-социальная экспертиза. В этих целях необходимо:
    • пересмотреть классификацию и критерии, используемые при проведении освидетельствования гражданина;
    • повысить качество мероприятий, которые проводятся в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов);
    • разработать и внедрить независимую оценку качества услуг, осуществляемых во время медико-социальных экспертиз.

Ввиду того, что повсеместно появляются новые методы диагностирования и лечения, нужно по-новому посмотреть на обоснование инвалидности.

Так, должны быть разработаны отдельные, более подробные классификации и критерии установления группы ограниченности ребенку. Нельзя оставлять без внимания и клинико-функциональные особенности на любом возрастном этапе его развития. Чтобы устранить какой-либо социальный риск, 2 региона страны запланировали пилотную апробацию на 2017 год, доработку на 2018 год, а внедрение лишь на 2019 год.

В 2019 году разработаны новые классификации и критерии, в соответствии с которыми определяется, насколько утрачена профессиональная трудоспособность в процентах в результате произошедшего несчастного случая или профессионального заболевания. Апробация и внедрение будут осуществляться поэтапно.

Повышение качества предоставления услуг медико-социальной экспертизы предполагает реализацию следующих положений:

  • обеспечение кадрового состава;
  • открытость деятельности данных учреждений;
  • этике и служебному поведению будет уделяться особе внимание, например, любое принятое решение должно быть разъяснено гражданину;
  • профилактические меры в отношении нарушений коррупционного характера.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • http://posobie.guru/lgoty/invalidam/dostupnaya-sreda.html
  • https://reabilitilog.ru/pravovye-aspekty/prava-lgoty-garantii/dostupnaya-sreda-dlya-invalidov.html
  • http://lgoty-vsem.ru/lgoty/programma-dostupnaya-sreda-dlya-invalidov.html
  • https://proinvalid.ru/dokumenty/dostupnaya-sreda
  • https://invalidu.com/prava/proekt-dostupnaya-sreda-invalidov
  • https://subsived.ru/lgoty/programma-dostupnaya-sreda
  • https://progavrichenko.ru/socialnaya-zashhita/sozdanie-bezbarernoj-sredy-zhiznedeyatelnosti-dlya-invalidov.html
  • http://posobie-help.ru/subsidii/lgoty-invalidam/dostupnaya-sreda.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий